Телефон: 8(83161) 7-67-54
Телефон/факс: 8(83161) 6-88-75
E-mail: s8_grd@mail.52gov.ru
Адрес: г. Заволжье, ул. Графтио, д. 10-А

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Формирование функциональной грамотности обучающихся – одна из основных задач современного образования.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из учебных предметов.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

Финансовая грамотность - совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции - сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Формирование муниципальной системы оценки качества подготовки обучающихся, предусматривающей:
• достижение обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• достижение обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• достижение обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
• оценку функциональной грамотности;
• обеспечение объективности процедур оценки качества образования;
• обеспечение объективности Всероссийской олимпиады школьников;

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
• Банк заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy
• Электронный банк заданий https://fg.resh.edu.ru
• Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
• Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy